В начале ХХ века происходили существенные изменения. Началось активное освоение молодежью метода эксперимента, взгляды на который менялись. Челпановсоздал институт экспериментальной психологии, идеей которого было экспериментальное научное исследование проблем психологии. Основным оппонентом Челпанова был Ланге (естественнонаучная ориентация психологии), создавший кабинет экспериментальной психологии с целью развития психологии, как объективной науки и преподавания ее как учебной дисциплины.Затем активно развивалась наука о поведении (Сеченов, Павлов и т.д.).
В ходе сложившейся ситуации, Корнилов предложил марксистское реформирование психологии. В это время в России установился марксизм, главной идеей которого был диалектический материализм. В это время в противовес и марксизму и науке о поведении, другие психологи пытались ориентировать психологию на философию.
Выготский был одним из тех, кто ставил советскую психологию на фундамент марксистской философии.Как пишет И. Рейф «Лев Семёнович не считал, что рефлексология И. П. Павлова может объяснить психологию сознания, и поддерживал менее механистичную «реактологию», предложенную К. Н. Корниловым, который был назначен директором Института экспериментальной психологии в Москве».
Начало формирования его взглядов пришлось еще на «доматериалистическую эру» в 1913—1917 годы, но революция 1917 года и идеи марксизма очень отразились на них. Особенно близка ему по духу пришлась методология марксизма. И на этой основе у него возникла собственная теория сознания и мышления. С одной стороны марксизм, как утверждают некоторые исследователи жизни Выготского, вооружил его своим мощным интеллектуальным инструментарием, а с другой — заразил мечтой о справедливом общественном устройстве и гармоничном будущем человека.В эти года в жизни Выготского происходили тоже значительные события, главное из которых – заражение туберкулезом. В 1917 году он бросил занятия на юридическом факультете Московского университета и закончил обучение на историко-философском факультете Университета им. Шанявского.
После октябрьской революции 1917 года на непродолжительное время переехал в Самару, с матерью и младшим братом предпринял поездку в Киев (1918), но затем вернулся в Гомель, где в это время жили его родители. Там его также настиг холод и безденежье, туберкулез матери и смерть от тифа среднего брата. Но самой сложно переносимой трудностью было заражение туберкулезом самого младшего из братьев. В 1919 году Выготский и сам заболел лёгочным туберкулёзом. Решающим годом, как пишет в своей книге дочь Выготского, был для него 1924 год. Именно в этом году в Петрограде было первое публичное (в масштабах страны) выступление Выготского на 2-м Всероссийском съезде психоневрологов. Там же Александр Романович Лурия, занимавший на тот момент пост ученого секретаря Психологического института при 1-м МГУ, увидел Выготского и предложил ему сотрудничество (предварительно уговорив своего начальника Корнилова).
Вплоть до 1928 года, как указывают в своей статье Петрюк, Иванов и другие;«Психология Л. С. Выготского представляла собой гуманистическую реактологию: разновидность теории научения, в которой делается попытка признать социальную природу человеческого мышления и деятельности. В концептуальных вопросах Лев Семёнович подчёркивал фундаментальную роль единой методологии». Когда болезнь сильно атаковала Выготского, он всё равно не бросил научную деятельность. Как мне кажется, он был даже в каком-то роде одержимым психологией. Он по-прежнему работает, может уже не с таким усердием из-за болезни, но всё равно продолжает и за это ему стоит отдать дань. Выготский пишет очерк «Исторический смысл психологического кризиса». И тут мы снова можем проследить, как на него повлияли взгляды марксизма с его представлением о человеке как историческом продукте трудовой деятельности.
Идеи Выготского о формировании личности были новаторскими не только для психологии, но и для многих других наук. Мне кажется, что возможно они были даже началом некого нового этапа знания о человеке. Для Выготского психология должна была приобрести статус науки, основанной на законах причинно-следственных связей, а не механистических. Он хотел выделить критерии, в соответствии с которыми можно было бы описывать человеческую деятельность.
Конец 20-х и начало 30-х годов XX века был переломным для общественной жизни, культуры и науки. Подвергались уничтожению любые научные направление являющиеся не единственно марксистскими. Культурно-историческая школа Л. С. Выготского была разгромлена наряду с другими теориями.
Конечно же, по моему мнению, особое внимание заслуживает культурно-историческая теория Выготского Льва Семеновича. О ней можно писать также много, как и о самом Выготском, ведь это плод его упорной работы. Сначала свои идеи он изложил в работе «Развитие высших психических функций», написанной в 1931 году. Затем написал в 1934 году свою главную работу «Мышление и речь». Его идеи были феноменально новы: введенные им понятия о «зоне ближайшего развития», об опосредовании знаком посредством которого строиться сознание, о его процессе развития, как интереоризации и другие.
Не хватит нескольких страниц для того, что бы выразить восхищение таким выдающимся деятелем, как Выготский. Мне кажется, что Лурия справедливо назвал Льва Семновича «гением и великим гуманистом ХХ века». Его идеи новаторски, хоть и существенное влияние на них оказали идеи марксизма. Работы Выготского поражают стремлением к четкой единой методологии. У него особый стиль изложения своих мыслей, возможно на этом сказывалась огромная увлеченность Льва Семеновича литературой. Его идеи, как и многих гениев, были приняты не сразу, а спустя некоторое время. Причём, работы Выготского были под запретом, и цитирование на них было запрещено. Но дошедшие до нас мысли этого психолога ещё раз доказывают то, что они были действительно великими. И на мой взгляд, значительно опережали дух того времени. Это же подтверждает огромное количество учеников и последователей Выготского. Это был человек очень трудолюбивый и упорный, которого не сломила даже тяжелая болезнь. В чём-то даже одержим своей профессией. Он исследовал психологию со многих граней: исследование сознания, психических процессов, влиянии социума на личность, изучение эгоцентрической речи, исследовал роль орудия и знаков, как компонентов культурного развития и внёс значительный вклад в психологию творчества. И этот список можно ещё продолжать. Поэтому, мне кажется, по истине справедливо высказывание Стивена Тулмина: «Выготский – Моцарт психологии».