Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Что влияет на запоминание информации из интернета?


Запоминание из интернета

Аннотация: Статья содержит выводы, касательно того, каким образом, почему и какая информация из интернета непроизвольно (без специальной цели запомнить) запоминается лучше и от чего это зависит.

Развитие психической деятельности тесно связано с увеличением масштабов взаимодействия человека с миром. Интернет создал новую среду для функционирования и развития психических функций, так как увеличил информационное взаимодействие человека. С одной стороны, интернет расширяет возможности человека по получению информации, с другой эта информация уже кем-то обработана, структурирована, что может мешать ее лучшему усвоению. Возможно, сама структура интернет-страниц предусматривает иное протекания работы мнемических процессов.

Исследование проводилось в 2013 году, на жителях Харькова и предполагало изучение непроизвольного запоминания (запоминания, без сознательной цели запомнить) разного рода информации из интернета.

Исследование по данной теме могут быть приложены в двух аспектах: 1) программы он-лайн обучения 2) коммерциализация интернета (реклама и т.п.).

Были выявлены следующие особенности:

Название сайта запоминалось лучше в том случае, если было затруднено его восприятие, например, шрифт был трудный для чтения, само слово было неологизмом и т.д. Вероятно, такой результат связан с эффектом Крейка и Локхарта (эффект глубины обработки семантического материала). Это означает, что в случае, когда была преграда для восприятия названия сайта, людям необходимо было совершать более энергоемкие манипуляции с информацией, чтобы понять его (например, посмотреть в адресную строку и т.п.), соответственно, от их активности, улучшался результат непроизвольного запоминания. Кроме этого, на запоминание оказывало влияние то, насколько название логически связано с темой сайта, подходит его контексту. И видимо в этой связи хуже всего воспроизводились название сайтов, которые были созданы по типу аббревиатур.

Подобное явление наблюдалось и в отношении логотипов на сайте. Например, Логотип сайта Science — community был не совсем понятен, и поэтому, много испытуемых придумывали собственные ассоциации с тем, что видели, у них наблюдалось увеличение глубины обработки информации. Были следующие высказывания: «Схемка», «дерево с фрактальной структурой», «молекулярная сетка», «шестиугольник белыми черточками» , «ДНК», «веточка» и т.п. Кроме того, этот логотип также образовывал логический семантический образ с назначением сайта и его функциями.

С другой стороны, хуже запомнились сайты, функции которых не были понятны. Если непонятные названия, слова, образы способствовали непроизвольному запоминанию, то непонятные функции препятствовали ему.

От структуры страницы не зависела эффективность воспроизведения материала, но от нее зависело воспроизведения рекламы на сайте: чем шаблоннее была структура, тем хуже воспроизводили рекламу с сайта, и наоборот. Интересен тот факт, что один из наиболее хорошо воспроизводимых людьми сайтов, был сайт перегруженный рекламой. Это может быть связано с эффектом Ресторффа (иначе эффект изоляции), когда объект, выделяясь из ряда подобных однородных объектов, запоминается лучше других. Хотя этот сайт хорошо запомнился, сама реклама с сайта упоминалась мало, что может быть связано с феноменом «баннерной слепоты», то есть большое количество баннерной рекламы на сайтах, приводит к тому, что пользователи приспосабливаются не обращать на нее внимание.

Также исследование показало, что выраженность образной памяти влияет на эффективное непроизвольное запоминание, а выраженность вербальной (словесной) памяти не влияет. Т.е. если вы стремитесь увеличить эффективность вашей памяти, относительно взаимодейсвия с интернетом, то этому будет способствовать именно образная память.
Наиболее часто люди вспоминали именно семантические образы, т.е. образы, которые они индивидуально сформировали, на основе существующих, и которые получили для них собственное значение, в результате взаимодействия с информацией для кодирования, декодирования этой информации. Например, «помню картинку, на которой использована техника освещения сторон лица разным цветом, справа теплым, слева — холодным» — о портрете Казимира Малевича на сайте Т & P.

Таким образом, полученные данные подтверждают вывод о том, что именно эффект уровня переработки информации играет ведущую роль в непроизвольном запоминании интернет — страниц.

Исследование провела: Шляховая А.А.
Автор статьи: Шляховая А.А.